Его первым словом было «тревога». Его отец работал пожарным, а мама – медсестрой. После школы он подал документы в училище летчиков, но не прошел по конкурсу. Стать космонавтом – было заветной мечтой многих, но он как никто знает каков этот путь. В четверг, 12 ноября, в 14:20 гостем программы «Мой герой» на телеканале TVCI станет полковник, летчик-космонавт СССР, дважды Герой Советского Союза – Владимир Джанибеков.
Знаменитый космонавт родился в 1942 году в селе Искандер в семье пожарного и медсестры. Родители попали в Узбекистан в 1939 году. Отца — пожранного — отправили охранять головные сооружения сложного гидрокомплекса.
В 15 лет Владимир «заболел» космосом. Тогда как раз запустили искусственный спутник, со всех сторон были разговоры о космосе, ракетах, была популярна научная фантастика. Многие тогда мечтали о космосе, но дорога к нему была не из простых. Чтобы стать космонавтом, Владимиру пришлось пройти большой путь: пробиться и поступить в военное училище, отучиться на лётчика и стать инструктором, чтобы попасть в летчики-испытатели.
— Родители были против. Мама увидела, что я увлекаюсь фотографией, а у нас через дорогу было фотоателье, и она мечтала, что вот уже у меня хлеб есть, ремесло… Отец сказал, что мои документы (в Суворовское) не взяли, видимо, потому что родители есть, а туда берут без родителей. Я готовился, все на улице знали, что я в Суворовское хочу. А потом Рашид (друг) говорит: пойдем к деду, он поможет. Приходим, сидит дедушка в халате, чай пьет и газету читает. Спросил у меня, что такое? Я ответил: да вот, мои документы в Суворовское не приняли, а я очень хотел бы туда! «Очень хочешь?» — спросил он. «Да!» — Ответил я… Откуда я знал, что это министр внутренних дел Узбекистана?! Я пришел домой, объяснил ситуацию, на что отец ответил: «Ну что? Пошел по верхушкам?». В общем, мои документы приняли, я сдал экзамены за один день и вскоре переоделся в форму.
Но поступить в военное училище — полдела. Нужно выбрать специальность. Вмешался случай в лице друга.
— Мой друг Валентин сказал, что будет летчиком. Я тоже сказал, что стану летчиком. Вокруг был хохот, но меня это задело. Задело на всю жизнь!
Закончив училище, Владимир остался там работать. По большей части потому, что инструкторов охотнее брали в летчики-испытатели. Хотя пробиться туда было совсем непросто — был серьезный отбор. Взяли всего восемь человек из более тысячи подавших заявление.
— Я приехал в Звездный городок. А дальше начались занятия. Два года мы были не космонавты, а слушатели-космонавты. По сути — это было второе высшее образование. Нам преподавали дисциплины, потом были экзамены, в основном, связанные с ракетной техникой.
А затем… Затем был долгожданный Космос. Владимира взяли в состав летной экспедиции на станцию «Салют-7». А когда пришлось выбираться в открытый космос и ремонтировать станцию, в ожидании замерла вся страна. Но Владимир не испытывал страха, наоборот.
— Любопытно! Почему мне должно быть страшно? Я же рвался в эту систему. Я прошел подготовку, я знаю. Есть риск осрамиться — да! Права на ошибку нет. Если я один, то я имею право на ошибку, а если со мной кто-то — не имею. Было не страшно… тревожно, наверное, идти на какое-то дело, где ты не совсем все понимаешь. А когда ты умеешь, то и делаешь.
И сделал. Смотрел на Землю из открытого космоса.
— Она [Земля], как гигантский глобус. Там так много интересного. И восприятие совсем другое, когда издали смотришь на то, на что привык смотреть вблизи. Другие мысли, другая философия. Что мы нахальные Homo Sapiens… мы не понимаем, что другого дома нет у нас, и что мы с этим домом творим…
А есть ли конкуренция между космонавтами? Что самое трудное в подготовке? С какими ощущениями космонавты возвращаются на Землю? Нужно ли развивать космический туризм?
Об этом и многом другом расскажет Владимир Джанибеков в программе «Мой герой».