НАТАЛЬЯ СЕЛЕЗНЕВА. СЕКРЕТ ПАНИ КАТАРИНЫ

К юбилею народной артистки РФ

Она стала звездой после участия в легендарном «Кабачке «13 стульев» и комедиях Леонида Гайдая, и с тех пор остается любимой актрисой для миллионов телезрителей. Смотрите документальный фильм «Наталья Селезнева. Секрет пани Катарины» на телеканале TVCI в день юбилея артистки – в пятницу, 19 июня, в 09:00.  

Юная Наташа Селезнева мечтала работать в галантерейном магазине на Петровке, улице ее детства. Девочка любила представлять, как стоит за прилавком, показывая покупателям шейные платки и портмоне… Но ее «визитной карточкой» стала не красавица-продавщица с роскошной «бабеттой» и ярким макияжем, а пани Катарина из острого и смелого «Кабачка «13 стульев», стартовавшего на отечественном телевидении на заре хрущевской оттепели. Герои «Кабачка» были стильными и не по-советски раскованными. Однажды подруга советской «пани» привезла из Парижа очень красивое, синее в белый горох платье с белым воротником и дала его надеть на съемки куда более высокой «Катарине». Этого несоответствия в суматохе не заметили, и Селезнева появилась перед зрителями в умопомрачительном парижском наряде, а в СССР тогда «мини-мини-мини» не было и в помине… Когда после этого смелого шага актриса пошла получать зарплату, ее фамилии в ведомости не оказалась, но горячее «спасибо» советских девушек, немедленно подрезавших подолы своих платьев, перевесило столь горькую потерю. Роль первой модницы «Кабачка» пани Катарины досталась Наталье Селезневой, когда она еще только делала первые шаги на сцене Театра Сатиры, но уже была известна всему Советскому Союзу как студентка Лида из комедии Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика».

На сцену Наталью Селезневу в шесть лет привел случай: девочка присела отдохнуть на ступеньках МХАТа после утомительной игры в классики. Именно в тот момент ее и увидел актер Театра Советской армии Михаил Майоров, которому была срочно нужна маленькая актриса в спектакль «30 сребреников». В этой постановке Наташу увидела Агния Барто, и произошло это как нельзя вовремя: на «Ленфильме» запускали фильм «Алеша Птицин вырабатывает характер» по сценарию известной детской писательницы. Актеров давно утвердили, но Барто, дружившая с самим Сталиным, сказала, что ей понравилась именно эта девочка. Так восьмилетняя Наташа и начала в 1953-м году сниматься в кино. «Алеша Птицын» дался юной актрисе непросто: лето, тридцатиградусная жара, душный павильон «Ленфильма», и она – маленькая, в больших валенках и тяжеленной шубе, под раскаленными лучами прожекторов. Когда настал обеденный перерыв, все разошлись, а про девчонку забыли. Наташа, послушная и целеустремленная, осталась стоять – одна, в шубе, валенках и в полной темноте…

 Наталья Селезнева выбирала профессию с твердым желанием стать драматической актрисой и, поступая в театральный, читала трагический монолог Марины Мнишек из «Бориса Годунова». Комиссия рыдала… от смеха. Тогда будущая «пани Катарина» даже не подозревала, что комедийный талант окажется счастливым билетом в успешную жизнь. Но на этом цепь восхитительных случайностей в жизни актрисы не закончилась. Селезнева была еще студенткой, когда ее пригласили на пробы нового фильма режиссера Леонида Гайдая «Операция «Ы» и другие приключения Шурика». В тот день девушка должна была заехать на «Мосфильм», а потом отравиться с ребятами на пляж. После проб Гайдай вынес вердикт: «Вы нам подходите, только, знаете, у вас фигура не очень…» Тогда обиженная Селезнева скинула сарафан и осталась в купальнике, а потом быстро оделась и гордо пошла по длинному мосфильмовскому коридору. Ее догнала какая-то женщина со словами: «Гайдай сказал, что ты утверждена на роль студентки Лиды». В 1975-м году знаменитый комедиограф вновь предложил Селезневой главную женскую роль в своей новой комедии «Иван Васильевич меняет профессию», и она сыграла жену Шурика – яркую, эффектную кинодиву.

Удивительно, но и в личной жизни актрисы все также решил счастливый случай. «Пани Катарина» нашла своего принца во время съемок сказки «Калиф-аист», в которой они с суженым играли главные роли. Наталья Селезнева и Владимир Андреев с тех пор вместе, а все потому, что постоянство – черта ее характера. В трудовой книжке этой актрисы всего одна запись – Московский Академический театр Сатиры. Один муж, один сын, одни друзья…

В фильме участвуют: народный артист СССР Владимир Андреев, сын актрисы Егор Андреев, невестка Кристина Андреева, актеры Людмила Максакова, Илья Олейников (одна из последних съемок артиста) и др.